ОСОБЕННОСТИ
УКРАИНСКОЙ ЖИВОПИСИ
Украинская
живопись всегда занимала занимала
почетные места в развитии среди других
видов искусства. В период 14 — 17 столетия
украинская живопись развивается на
религиозной основе. Доказательств тому
очень мало. Об
этом говорят фресковые росписи церкви
в Лужанах (первая половина 15 в.) и церкви
св. Онуфрия в селе Лаврове (15 в.), а также
фрагменты фресок в древней части
армянского собора во Львове (конец 14 -
начало 15 в.).
Украинские
живописцы были мастерами своего дела.
Их приглашали на работу в Польшу, Молдову,
несмотря на то, что они специализировались
на греко-восточной религиозной росписи.
Отличием
средневековой украинской живописи
является иконопись. В иконописи
присутствовали строгие лаконичные
мотивы, выразительность контуров
силуэта, напряженность цвета. Всем этим
художники пытались передать окружающую
действительность.
В
16 веке картины стали более выразительными,
сюжеты более яркими, герои коренастыми.
Если раньше использовались синие,
зеленые, коричневые тона, то сейчас
добавляются красные, желтые, белые.
С
15 века орнамент стал практически символом
украинской живописи. Если раньше его
изображали только на рамках икон, то
уже в 16 веке орнамент присутствует в
картинах и даже одежде, в росписях хат
и печей.
В
17 веке огромную роль в развитии украинской
живописи сыграл Львов. Заказчиками
многих произведений живописи и архитектуры
были представители патрициата, в
большинстве ориентировавшиеся на
искусство западноевропейских стран.
Поэтому потихоньку западноевропейская
культура вливается в украинскую
живопись. Широко применялась ажурная
золоченая резьба в виде виноградной
лозы.
Портретная
живопись начала развиваться в 16 — 17
веке. Портреты изображались четко,
подчеркивались независимость и
достоинство. Особенно это выражено в
портрете Богдана Хмельницкого в
украинской иконе «Покров Богородицы»
из селения Дашки на Киевщине (вторая
половина 17 в., Киевский музей украинского
искусства). Эволюция украинской
средневековой живописи завершается в
конце 17 - начале 18 в.
19
век — переход от академического
классицизма к реализму. Основоположником
критического реализма в украинской
живописи является Т. Г. Шевченко. Во
многих своих картинах он четко показывает
несчастных женщин и детей, покалеченных
солдатов, бедных крестьян. Он писал
прекрасные портреты и пейзажи. В
украинской живописи широкое распространение
получил бытовой жанр, который
отображал различные стороны народной
жизни. Продолжалось развитие пейзажного
жанра.
|