ОСОБЕННОСТИ
РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Перед Вами краткая хронология становления
русской живописи. Вы убедитесь, что русская
живопись по-настоящему величественна
и царственна. Огромное количество
художников разных направлений шаг за
шагом приближало русскую живопись к
совершенству.
14
— 15 век. Центром русской культуры
является Новгород. Он питался традициями
византийской культуры точно так же, как
и Киев. Популярными являются фресковые
росписи (например, церковь
Успения на Волотовом поле).
Волотовская
роспись производит впечатление молодости,
стройности, изящества. Ей свойственны
удлиненные широкие жесты, пропорции
фигур, летящие одежды. Вся она свободна
и смело нарисована. Отличием русских
фресок было то, что изображения типов
лиц был мягким, яркость и контрастность
цветов сменилась на нежные и неброские
тона.
На
противовес волотовской росписи
существовала федоровская роспись
(церковь Федора Стратилата на Торговой
стороне). Эта роспись покрывала все
стены храма. Она считается одной из
лучших в древнерусском искусстве.
Федоровская роспись серьезна,
иллюстративна, меньше внимания уделяется
"летящей” линии. Здесь нет удлиненных
пропорций и романтически-живописных
головных уборов, как в Волотове. Вцелом,
иконопись и роспись 14-го века характеризуется
крайней простотой композиции.
В
17 веке производились работы по
возобновлению древних стенописей. В
русской живописи художники стремятся
как можно реалистичней изображать
человека. Развивается светская живопись.
Изображались цари, полководцы, бояре.
Вообще художники старались изображать
мелочи, детали в иконе и фреске.
В
18 веке в русскую живопись постепенно
вливаются европейские мотивы. Иконопись
стала уходить на второй план. Иконы —
просто картины на религиозную тему.
Начали развиваться новые жанры, особенно
портретный. Черты лица были едва
улавливаемые, гамма красок темная. Со
временем эта нечеткость меняется на
красочную гамму и выразительность. Ф.
Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский
сильно повлияли на развитие портретного
искусства.
19
век очень яркий в русской живописи.
Поначалу русская живопись считалась
официальным искусством, которая
контролировалась Петербургской Академией
художеств. Но потом наступает романтизм,
при котором центром творчества выступает
человек, его мысли и действия. Вскоре
романтизм меняется на реализм. Главной
тематикой в искусстве становится жизнь
крестьян. Очень стремительно развивается
портретная живопись. Именно портрет
связывал художников с обществом. Портреты
изображались благородными, добрыми,
гордыми, мыслящими и чувственными.
Также
развивается пейзажная живопись. Художники
рисовали и природу, и городские пейзажи
(Ф. Я. Алексеев, Ф. М. Матвеев, С. Ф. Щедрин,
И. К. Айвазовский, К. П. Брюллов, А. А.
Иванов, П. А. Федотов и т. д.). И так,
тенденция в русской живописи сводилась
к приближению всех жанров живописи к
жизни. Художники писали современные
сюжеты, описывали проблемы.
20
век. Произведения портретистов становятся
очень эмоциональными. На развитие
русской живописи оказывает огромное
влияние политическая верхушка. Появляются
даже запреты на некоторые публичные
показы картин.
|