ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ЖИВОПИСИ
Украинская живопись всегда занимала занимала почетные места в развитии среди других видов искусства. В период 14 — 17 столетия украинская живопись развивается на религиозной основе. Доказательств тому очень мало. Об этом говорят фресковые росписи церкви в Лужанах (первая половина 15 в.) и церкви св. Онуфрия в селе Лаврове (15 в.), а также фрагменты фресок в древней части армянского собора во Львове (конец 14 - начало 15 в.).
Украинские живописцы были мастерами своего дела. Их приглашали на работу в Польшу, Молдову, несмотря на то, что они специализировались на греко-восточной религиозной росписи.
Отличием средневековой украинской живописи является иконопись. В иконописи присутствовали строгие лаконичные мотивы, выразительность контуров силуэта, напряженность цвета. Всем этим художники пытались передать окружающую действительность.
В 16 веке картины стали более выразительными, сюжеты более яркими, герои коренастыми. Если раньше использовались синие, зеленые, коричневые тона, то сейчас добавляются красные, желтые, белые.
С 15 века орнамент стал практически символом украинской живописи. Если раньше его изображали только на рамках икон, то уже в 16 веке орнамент присутствует в картинах и даже одежде, в росписях хат и печей.
В 17 веке огромную роль в развитии украинской живописи сыграл Львов. Заказчиками многих произведений живописи и архитектуры были представители патрициата, в большинстве ориентировавшиеся на искусство западноевропейских стран. Поэтому потихоньку западноевропейская культура вливается в украинскую живопись. Широко применялась ажурная золоченая резьба в виде виноградной лозы.
Портретная живопись начала развиваться в 16 — 17 веке. Портреты изображались четко, подчеркивались независимость и достоинство. Особенно это выражено в портрете Богдана Хмельницкого в украинской иконе «Покров Богородицы» из селения Дашки на Киевщине (вторая половина 17 в., Киевский музей украинского искусства). Эволюция украинской средневековой живописи завершается в конце 17 - начале 18 в.
19
век — переход от академического
классицизма к реализму. Основоположником
критического реализма в украинской
живописи является Т. Г. Шевченко. Во
многих своих картинах он четко показывает
несчастных женщин и детей, покалеченных
солдатов, бедных крестьян. Он писал
прекрасные портреты и пейзажи. В
украинской живописи широкое распространение
получил бытовой жанр, который
отображал различные стороны народной
жизни. Продолжалось развитие пейзажного
жанра.