ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
Китайская живопись очень древняя. Главной особенностью китайской национальной живописи является неразрывность живописи, графики и каллиграфии. Она абсолютно отличается от европейской живописи. Что поэты, что художники пишут свои работы на бумаге или шелке кистями и тушью. Предпочтение отдается не формам, цвету , свету, полутонам и теням, как в европейской живописи, а линиям. Кривая линия — знак круговорота Великого пути.
Традиционные объекты в китайской живописи — скалы, цветы, бамбук, орхидея, сосны, кипарисы, птицы, животные и т. д. Все рисуется минеральными красками. Задний план от переднего отделяется изображениями скал и деревьев. Важно то, что когда человек смотрит на картину, он ощущает себя частью природы, а не отторженным от нее. В китайской живописи ценным является роспись по шелку, веерам, ширмам. Объектами выступали мифические герои, дивные птицы, природа, сцены из жизни.
Сегодня многие китайские художники предпочитают живопись маслом, холст, взамен туши и тонкой бамбуковой или рисовой бумаги. Одной из разновидностей китайской живописи является Суми-э. Раньше техника Суми-э предполагала роспись только монохромной тушью, а сегодня уже минеральными красками разных цветов. Поддержку Суми-э получила в разных странах, в том числе Россия и США.В этих странах существуют даже школы Суми-э. Они поддерживаются посольством Японии.
Практически все китайские художники совмещали занятия живописью с другой деятельностью. Например, даже некоторые императоры и чиновники были отличными художниками.
Рисуя определенный цветок, художник говорил таким образом о том, что хочет передать. Вот некоторые символы в китайской живописи:
орхидея - изящество и скромность;
бамбук - прямота и стойкость;
персик – долголетие;
хризантема - символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия;
сочетание сливы и бамбука - прочная дружба;
лотос - символ внутренней чистоты;
пион - символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности;
множество цветов - символ расцвета китайского искусства;
красная роза - страсть, горячий порыв, розовая роза - истинная любовь, дружба, белая роза - кристальная женская душа, чистая любовь;
гранат - символ пожелания большого мужского потомства.
Символы
двенадцати месяцев идут в следующем
порядке: слива мэйхуа, персик, пион,
вишня, магнолия, гранат, лотос, груша,
мальва, хризантема, гардения и мак.
Символы четырех сезонов представлены
следующим образом: три цветка пиона -
для весны, лотос - для лета, хризантема
— для осени и слива мэйхуа - для зимы. Бамбук, сосна и
слива мэйхуа (их также изображают вместе)
считаются тремя неразделимыми, потому
что остаются зелеными и в холода. Так
что, в Китае каждый цветок имеет свое
символическое значение.
Каждый цветок изображается вместе с какой-то птицей. Птицы с длинными хвостами, например, павлин, феникс, фазан, петух изображаются вместе с пионом; утка - с лотосом; ласточка - с ивой; перепела и куропатка - с просом; сосна - с аистом (символ долголетия).
Символикой наделены не только цветы, но и животные и птицы:
журавль, черепаха, старые камни - символы долголетия;
дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, мужского начала (дракон) и женского (феникс);
тигр - защитник от злых духов;
лев - символ мощи и благородства;
рыба карп — символ пожелания счастья и успехов;
селезень с уткой, две бабочки, две рыбки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья;
голубь - символ мира;
летучая мышь, сорока - символы счастливой вести.
В китайской живописи существует понятие «четыре сокровища». Они означают четыре главных инструмента, которыми создаются китайские шедевры. Это бумага, китайская кисть, краска и тушечница для растирания минеральных красок и туши.